ОТДЕЛ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  СПОРТА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казённое  учреждение  дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа   «Олимп»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

по  виду спорта

 

«ТХЭКВОНДО  ИТФ»

Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта, и с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки по  виду спорта

«Тхэквондо ИТФ»

(Приказ Министерства спорта России от 18.06.2013 №399 «Об утверждении федерального

стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо ИТФ»,

зарегистрирован в Минюсте России 23.07.2013 №29135)

 

 

 

 

Срок реализации 9 лет

 

 

г. Апшеронск

2015 год

Юсупов

Пояснительная записка

 

Программа по тхэквондо ИТФ подготовлена с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ в системе Министерства образования Российской Федерации, результатов обобщения многолетнего опыта тренеров и анализа данных научных исследований в теории и технологии тренировки тхэквондо ИТФ.

Программа регламентирует тренировку юных тхэквондистов (возраст от 7 до 17 лет) на основных возрастных этапах спортивной подготовки, позволяя организовывать тренировочный процесс, создавать условия для решения следующих целей.

1. Укреплять состояние здоровья и повышать уровень физических и психических качеств занимающихся в соответствии с их возрастными возможностями.

2. Осуществлять ориентацию тренировочной деятельности тхэквондистов на ускорение овладения техникой и тактикой ведения поединков.

3. Осваивать технику тхэквондо в условиях соревнований при использовании типовых боевых взаимодействий и тактических моделей их применения в соревнованиях.

4. Формировать личностные и психические качества занимающихся, их поведение в соответствии с общепринятыми нормами морали, гражданской и спортивной этики.

5. Формировать устойчивую мотивацию и вызывать постоянный интерес к занятиям тхэквондо у детей и подростков, заполняя их свободное от общеобразовательной учебы время, одновременно развивая двигательные качества и повышая интеллектуальные способности занимающихся.

Достижение этих важных целей требует от тренеров конкретизации их усилий на всех этапах тренировки за счет применения четко отобранных тренировочных средств и психических установок, находящихся между собой в гармоничной взаимосвязи.

Анализ практики работы в спортивных школах показывает, что занятия тхэквондо целесообразно проводить в рамках постоянных групп с определенными для каждого возраста и квалификации объемами и интенсивностью тренировочных и соревновательных нагрузок. Их увеличение должно быть постепенным и основываться на индивидуальных возможностях занимающихся с учетом их стремления к высшим спортивным достижениям.

Для содержания программы характерно, прежде всего, последовательное усложнение состава осваиваемых технических и тактических действий, подготавливающих действий и действий нападения и обороны в условиях их ситуационного применения.

В программе изложены способы формирования тактических умений и специализирования соревновательной техники при изложении специальной информации по этапам тренировки. При распределении изучаемых средств ведения соревнований по видам тхэквондо и по квалификационным возрастным категориям учитывалась необходимость постоянного повторения основных ударов руками и ногами, приемов маневрирования и действий нападения и обороны, а также освоения научно-методических терминов при формировании тактических умений.

Применение программы для организации тренировочного процесса требует корректировки при выявлении различий между двигательным и психическим развитием детей и подростков в динамике освоения отдельных разделов техники и тактики из-за неравномерности их общего развития, а также в связи с началом занятий тхэквондо в разном возрасте.

В данной программе представлены следующие разделы:

— пояснительная записка;

— организационно – методические указания;

— учебный план годичного цикла; наполняемость групп;

-основные задачи учебно-тренировочного процесса ГНП, УТГ и ГСС;

— приёмные контрольно-нормативные требования;

— программный материал для практических и теоретических занятий;

-организационно-методические указания;

-восстановительные мероприятия;

— инструкторская и судейская практика;

-принципы построения тренировок;

-педагогический контроль;

-воспитательная работа и психологическая подготовка;

-учебный план всех этапов обучения;

-список литературы.

 

В программе представлены задачи работы и содержание материала по  основным компонентам тренировки: технической и тактической, физической, теоретической, интегральной, морально-волевой, инструкторской и судейской подготовке.

Распределение учебного материала по видам подготовки в годичном цикле для групп спортивного совершенствования  свидетельствует о том, что на фоне общего увеличения часов значительно увеличивается объём тактической и технической подготовки в сравнении с группами начальной подготовки.

Основным критерием комплектования учебных групп первого года обучения служат результаты выполнения нормативных требований- приёмных и контрольно-переводных, а также показатели соревновательной деятельности юных тхэквондистов.

В группах спортивного совершенствования  значительно возрастёт объём специальной физической подготовки. Она непосредственно связана с обучением тхэквондистов техники, тактики и совершенствованием технико-тактического мастерства. Основным средством СФП являются специальные подготовительные упражнения. Это развитие силы и быстроты развития мышц, развитие прыгучести, развитие быстроты и реакции, умение пользоваться периферическим зрением, быстрота перемещений, специальная выносливость, прыжковая ловкость,  координация, эластичность суставов, мышц и связок (растяжка и гибкость).

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами (скакалка, резиновый эспандер, гантели, утяжелители, набивные мячи).

Основное внимание в процессе технической подготовки следует уделять овладению обучающимися в совершенстве всем арсеналам технических приёмов и тактических действий, включённых в содержание подготовки.

Эффективность тактических действий тхэквондистов зависит от систематического развития у них быстроты реакции, сообразительности, а также умений, специфичных для соревновательной деятельности. В процессе совершенствования технических приёмов тхэквондистов осваивают тактические действия и добиваются применение их при выполнении технических комплексов и спаррингов во время тренировки и на соревнованиях.

В систему многолетней подготовки спортсменов входят спортивные соревнования, они являются не только непосредственной целью тренировки, но при умелом их использовании служат эффективным средством специальной-соревновательной подготовки.

Все занятия делятся на теоретические и практические.

 

Главная задача отделения тхэквондо заключается в подготовке  физически крепких, с гармоническим развитием физических и духовных качеств спортсменов. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает:

 

— укрепление здоровья детей, развитие основных физических качеств;

— воспитание волевых качеств и самодисциплины;

— повышение тренировочных нагрузок, соревновательных нагрузок, совершенствование  технической, тактической подготовки

— подготовку тхэквондистов высокой квалификации;

выполнение нормативов по физической и технико-тактической подготовке; выполнение норматива КМС и МС; включение в тренировочный состав команд высших разрядов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЕМА

ПЕРЕХОДА ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

 

Отбор занимающихся осуществляется на протяжении двух этапов,

каждый из которых решает определенные задачи.

Задача первого этапа — привлечение как можно большего числа

наиболее способных детей для более углубленного изучения их

индивидуальных способностей в процессе начальных занятий.

Задача второго этапа — тщательные наблюдения за успешностью

обучения детей. В ходе учебно-тренировочного процесса тренер наблюдает за

развитием у детей таких важных качеств, как смелость, активность, игровое

мышление, решительность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость,

способность к мобилизации усилий, целеустремленность и др.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра и согласие родителей. На этом этапе

осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа,

направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной

специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на

учебно-тренировочный этап подготовки.

Тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших  приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Из учащихся, выполнивших первый спортивный разряд или разряд кандидата в

мастера спорта, формируются группы спортивного совершенствования.

На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены,

выполнившие или подтвердившие спортивный 1 разряд или разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

 

Основные задачи учебно-тренировочного процесса

— изучение и совершенствование технических приёмов;

— закрепление навыков осмысленного подхода к тренировочному процессу;

— повышение технико-тактической подготовки;

— активное участие в соревнованиях любого уровня

ГНП: основной принцип учебно-тренировочного процесса — универсальность  подготовки учащихся

УТГ: основной принцип учебно-тренировочного процесса – универсальность подготовки и привлечение к соревновательной практике

ГСС: основной принцип учебно-тренировочного процесса- специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей юных спортсменов.

Основные задачи учебно-тренировочного процесса ГНП

  1. Привлечение максимального количество детей к систематическим занятиям тхэквондо.
  2. Укрепление здоровья детей, развитие основных физических качеств.
  3. Воспитание волевых качеств. Воспитание патриотизма, чувство преданности своему коллективу, ответственности и моральным принципам.
  4. Ознакомление с простейшей техникой тхэквондо, освоение базовых элементов технических комплексов и технико-тактических действий спарринга.

 

 

ЭТАП  НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Минимальный возрастзанимающихся-7 лет

Основная направленность тренировки – ознакомление с простейшими приемами передвижений и ударами в тхэквондо ИТФ.

При организации обучения тхэквондо ИТФ детей тренировочное занятие  нужно разделять на игровые и общеразвивающие задания и время для изучения приемов передвижений и ударов в тхэквондо определяется усвоением начальных положений и структуры движений, требует проявлений от занимающихся повышенного внимания, которое дети могут удерживать лишь несколько минут. При изучении упражнений необходимо стремиться к постоянному переключению внимания между разнообразными упражнениями. В общении тренера с учениками нужно использовать короткие перерывы с объяснениями, персональными замечаниями и положительными оценками действий занимающихся.

Тренировка юных тхэквондистов определяется изучением начальных основ техники и тактики, применения передвижений, ударов и подготовительных упражнений общего характера. Необходимо ограничивать применение простейших действий нападения и обороны, избегая сложных движений и значительных повторений.

 

Основные задачи учебно-тренировочного процесса на ТЭ

 

  1. Систематическое посещение тренировок и теоретических занятий.
  2. Закрепление навыков осмысленного подхода к тренировочному процессу.
  3. Закрепление и совершенствование элементов технических комплексов и технико-тактических действий спарринга.
  4. Формирование специальной физической подготовленности, умелое их применение.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Минимальный возраст занимающихся 10–14 лет

.

Основная направленность тренировки – ознакомление с основными разновидностями спарринга, комплексных упражнений, освоение главных разновидностей боевых действий, формирование специальных умений, адаптация к условиям соревнований.

 

 Основные задачи учебно-тренировочного процесса на этапе СС

  1. — изучение и совершенствование технических приёмов;
  2. — закрепление навыков осмысленного подхода к тренировочному процессу;
  3. — повышение технико-тактической подготовки;
  4. — активное участие в соревнованиях любого уровня
  5. — повышение общего функционального уровня (к концу этапа — мак­симальное развитие аэробных способностей);
  6. — постепенная подготовка организма юных спортсменов к максималь­ным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенство­вания;
  7. — дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;
  8. — формирование мотивации на перенесение больших тренировоч­ных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование
  9. -систематическое посещение тренировок и теоретических занятий.

10. -закрепление навыков осмысленного подхода к тренировочному процессу.

11. -закрепление и совершенствование элементов технических комплексов и технико-тактических действий спарринга.

12. -формирование специальной физической подготовленности, умелое их применение.

 

ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Минимальный возраст занимающихся 16–17 лет

 

Основная направленность тренировки – расширение состава боевых действий и ситуаций для их подготовки и применения, совершенствование двигательного состава.

Основой спортивного совершенствования является специализирование психофизиологических функций, характерных для спортсменов в тхэквондо ИТФ, в результате которого у подростков сокращается время двигательных реакций, улучшается распределение внимания между применением действий нападения и обороны.

 

Основной принцип учебно-тренировочной работы в группах спортивного совершенствования:  специализированная подготовка, в основе которой лежит учёт спарринговой функции, индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся, специализация осуществляется на основе универсальности процесса подготовки на предшествующих этапах.

Высокие результаты в тхэквондо существенно зависят от качества подготовки спортивного резерва, особенно в детско-юношеских спортивных школах.

 

Распределение учебного материала по видам подготовки в годичном цикле для учебно-тренировочных групп свидетельствует о том, что на фоне общего увеличения часов значительно увеличивается объём тактической и технической подготовки в сравнении с группами начальной подготовки.

Основным критерием комплектования учебных групп первого года обучения служат результаты выполнения нормативных требований- приёмных и контрольно-переводных, а также показатели соревновательной деятельности юных таэквондистов.

В учебно-тренировочных группах значительно возрастёт объём специальной физической подготовки. Она непосредственно связана с обучением таэквондистов техники, тактики и совершенствованием технико-тактического мастерства. Основным средством СФП являются специальные подготовительные упражнения. Это развитие силы и быстроты развития мышц, развитие прыгучести, развитие быстроты и реакции, умение пользоваться периферическим зрением, быстрота перемещений, специальная выносливость, прыжковая ловкость,  координация, эластичность суставов, мышц и связок (растяжка и гибкость).

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами (скакалка, резиновый эспандер, гантели, утяжелители, набивные мячи).

Основное внимание в процессе технической подготовки следует уделять овладению обучающимися в совершенстве всем арсеналам технических приёмов и тактических действий, включённых в содержание подготовки.

Эффективность тактических действий таэквондистов зависит от систематического развития у них быстроты реакции, сообразительности, а также умений, специфичных для соревновательной деятельности. В процессе совершенствования технических приёмов таэквондистов осваивают тактические действия и добиваются применение их при выполнении технических комплексов и спаррингов во время тренировки и на соревнованиях.

В систему многолетней подготовки спортсменов входят спортивные соревнования, они являются не только непосредственной целью тренировки, но при умелом их использовании служат эффективным средством специальной соревновательной подготовки.

Все занятия делятся на теоретические и практические.

 

Теоретические занятия.

  1. На теоретических занятиях учащиеся получают необходимые знания, как для успешного освоения спортивной специальности, так и обязательные для нормального развития личности. К  последним относятся широкие сведения общекультурного, исторического характера, знакомство с традициями и видами различных школ таэквон-до, правилами безопасности.
  2. Изучение правил соревнований, теории и терминологии тхэквондо.
  3. Свободные беседы, групповые обсуждения профессиональных тем, изучение мастерства ведущих спортсменов в таэквон-до.
  4. Просмотр видеоматериала.
  5. Инструктаж по технике безопасности во время занятий, ЧС и т.д.

Практические занятия.

В ходе практических занятий учащиеся приобретают, закрепляют, совершенствуют технику таэквон-до, основные двигательные навыки, комбинации, целостные приёмы, обеспечивающие высокоэффективное выполнение специфической спортивной деятельности.

По характеру практические занятия можно условно разделить на основные и дополнительные. К первым относятся специальная подготовка (СП), а также тренировки по специальной физической подготовки (СФП).

Ко вторым относятся тренировки по общей физической подготовке (ОФП), практические занятия по работе с материальной частью, психо-тренинг.

 

Основными формами практических занятий являются:

  1. Групповые тренировочные занятия.
  2. Индивидуальные тренировочные занятия.
  3. Участие в соревнованиях, контрольных, контрольно-отборочных сериях.
  4. Медико-восстановительные мероприятия.
  5. Инструкторская и судейская практика учащихся

 

Программный материал

Физическая подготовка (для всех учебных групп)

Общая физическая подготовка

Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости

  1. Строевые упражнения
  2. Гимнастические упражнения
  3. Акробатические упражнения
  4. Л-атлетические упражнения
  5. Спортивные игры
  6. Подвижные игры

 

Специальная физическая подготовка

  1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий
  2. Упражнения для развития прыгучести
  3. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения атакующих и защитных действий
  4. Упражнения для развития навыков передвижений
  5. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств для ударов руками
  6. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств для ударов ногами

 

Морально-волевая подготовка

Морально-волевая (психологическая) подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе многолетней подготовки тхэквондистов. Содержание психологической подготовки составляет воспитание моральных качеств, а также необходимых в условиях направленной спортивной борьбы волевых качеств.

 

Задачи психологической подготовки сводятся к следующему:

  1. Воспитание высоких моральных качеств
  2. Воспитание волевых качеств
  3. Установление и воспитание совместимости спортсменов в процессе совместной деятельности в индивидуальной и командной работе
  4. Адаптация к условиям соревнований
  5. Настройка на соревнования

 

 

Теоретическая подготовка

1.Физическая культура и спорт в России.

2.Краткий обзор состояния и развития таэквон-до.

3.Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияния на него физических упражнений.

4.Гигиена тренировочного процесса, врачебный контроль.

5.Организация и проведение соревнований.

6.Правила ведения спарринга

7.Места занятий и инвентарь

 

Техническая подготовка

Изучение техники тхэквондо:

-изучение стоек

-изучение техники ударов руками и ногами

-изучение защитных действий

-изучение технических комплексов

-изучение перемещений в спарринге

-изучение атакующих действий в спарринге

-изучение защитных действий в спарринге

-изучение комбинаций и связок в спарринге

-изучение специальной техники

-изучение самообороны

 

Интегральная подготовка

Чередование упражнений по физической и технической подготовке

Техническая, тактическая и интегральная подготовка по схеме обучения подготовительных групп, учебно-тренировочных и групп СС, с учетом физических и технических возможностей спортсменов.

 

Организационно-методические указания

Многолетняя подготовка таэквондистов  представляет собой пирамиду, вершину которой составляют группы спортивного совершенствования, после обучения в которых, спортсмены в состоянии справиться с теми требованиями, которые предъявляются в командах высших разрядов.

Поступательное повышение уровня подготовленности юных спортсменов в процессе многолетней тренировки зависит от правильного планирования тренировочных и соревновательных нагрузок — нагрузки на всех этапах должны соответствовать функциональным возможностям организма юных таэквондистов.

 

В каждую учебную группу могут входить учащиеся трёх возрастов. Если учащийся не выполняет установленных требований по окончании учебного года, а по возрасту он ещё может в этой группе оставаться, по решению тренера такой учащийся может быть оставлен на повторное учение. Учебная работа должна быть построена с учётом режима школьного дня и занятости спортсменов в школе или другом учебном заведении.

В предэкзаменационные и экзаменационные периоды, учитывая успеваемость каждого спортсмена в общеобразовательной школе и в других учебных заведениях, преподаватель может уменьшать для отдельных из них количество занятий в неделю.

Подбор средств и объём общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так на начальном этапе обучения, когда эффективность средств в таэквон-до ещё незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и тактике), объём общей физической подготовки доходит до 60-70% времени, отведённого на занятия.

Периодически целесообразно выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике таэквон-до. Основным средством  её, являются специальные упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют упражнения на начальном этапе обучения.

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными мячами, теннисными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями, тренажёрами.

Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике. Особое место среди них занимают упражнения со специальными приспособлениями (тренажёрами).

В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и служат эффективным средством специальной подготовки.

Соревнования имеют определённую специфику и воспитать необходимые специализированные качества и навыки, следовательно, можно только через соревнования.

В группах начальной подготовки соревнования по таэквон-до, товарищеские (контрольные)встречи, соревнования по технической и специальной подготовке.

Для быстрого и наиболее лучшего усвоения материала занимающимся даются индивидуальные домашние задания по физической, технической, тактической подготовке и правилам соревнования.

 

Восстановительные мероприятия

Чтобы успешно решить задачи, стоящих перед спортивной школой по подготовке таэквондистов, в процесс многолетней подготовки спортсменов должна органически включаться система специальных средств и условий восстановления. Вопросы восстановления решаются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла.

Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.

Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок.

К медико-биологическим средствам относятся: специализированное питание, фармакологические средства, распорядок дня, спортивный массаж, гидропроцедуры, разнообразные души, суховоздушная и парная баня.

Применение восстанавливающих средств должно осуществляться на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня спортсменов и рационального питания. Режим дня и питание могут иметь специальную, восстанавливающую направленность.

 

Инструкторская и судейская практика

Инструкторская и судейская практики проводятся на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки:

1. Овладеть терминологией тхэквондо и применять ее в занятиях.

2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.

3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе.

4. Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники.

5. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.

6. Уметь самостоятельно составить план тренировки. Вести дневник

самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен

освоить следующие навыки:

1. Уметь составить положение для проведения соревнований.

2. Уметь вести протоколы соревнований.

4. Уметь выполнять все функции работы судьи (главного судьи, старшего судьи, рефери, бокового судии и  секретаря.)

5.Практика судейства на соревнованиях по тхэквондо в спортшколе,  общеобразовательных школах, на районных и городских соревнованиях.

6.Участие в проведении соревнований по программе контрольных испытаний по технической и физической подготовке.

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ

Основная направленность тренировки – расширение состава боевых действий и ситуаций для их подготовки и применения, совершенствование двигательного состава.

Основой спортивного совершенствования является специализирование психофизиологических функций, характерных для спортсменов в тхэквондо ИТФ, в результате которого у подростков сокращается время двигательных реакций, улучшается распределение внимания между применением действий нападения и бороны. Особое значение имеют развитие способностей предвосхищать моментные характеристика противодействий с противником и расстояние до ударной поверхности руки и ноги противника, а также до его поражаемой поверхности.

Для улучшения двигательной памяти необходимо постоянно обращать внимание занимающихся на достигаемые амплитуды движений и динамику выполнения действий. Для развития тактического мышления, требующего быстроты анализа информации

о действиях противника в условиях дефицита времени и адекватного выбора тактических намерений, необходимо увеличивать количество занятий на «лапах» с имитацией боевых взаимодействий.

При формировании психических качеств необходимо осторожно прививать занимающимся стремление к эмоциональной устойчивости и выдержке, учитывая индивидуальные свойства личности спортсменов.

В возрасте 15–17 лет при формировании индивидуального стиля ведения поединков необходимо постоянно вносить коррекции в состав действий нападения и обороны в типовых ситуациях их применения. При этом нужно постоянно осуществлять специализирование двигательных и психических качеств при формировании тактических умений.

Прирост быстроты движений у подростков 15–17 лет необходимо использовать при выполнении упражнений для эффективного проявления динамической силы. Проявление ловкости —важный фактор, способствующий быстрому применению комбинаций действий у тхэквондистов 15–17 лет при расширении координационных способностей. Для достижения устойчивых показателей в соревновательной деятельности нужно развивать функциональные возможности, обеспечивающие специальную выносливость занимающихся.

Особенность содержания двигательной подготовки тхэквондистов 15–17 лет — это специализирование двигательных качеств за счет увеличения объемов упражнений, способствующих освоению комбинаций приемов маневрирования. Необходимо повышать требования к показателям быстроты выполнения подготавливающих и основных действий и ловкости их применения при сохранении координирования разнонаправленных движений.

 

Эффективность тренировки тхэквондистов во многом определяется уровнем соответствия ее содержания конкретным теоретическим и методическим положениям, отражающим современные требования к структурным закономерностям ее построения и особенности соревновательной деятельности. Для построения тренировочного процесса, направленного на подготовку спортсменов высшей квалификации, обосновываются принципы построения тренировки и методы технико-тактического совершенствования в спортивных единоборствах.

1. Преимущественно техническая и тактическая направленность тренировочного процесса. Овладение техникой и тактикой ведения поединка — основное содержание тренировки тхэквондистов, так как определяющим фактором спортивных достижений является их техническая и тактическая подготовленность.

2. Планомерное улучшение (стабилизация) двигательного состава средств ведения поединков. Осуществляется на основе учета базовых соревновательных действий при регулировании деятельности тхэквондистов в соревнованиях на основе срочных

оценок. В свою очередь, тренированность тхэквондиста проявляется в выборе адекватных ситуациям тактических решений, в планировании соотношений между объемами применения разновидностей действий, в специализированности двигательного состава действий нападения и обороны и в уровне владения тактическими знаниями и умениями.

3. Постоянное специализирование проявлений двигательных и психических качеств, функциональной подготовленности. Ускорение процесса овладения средствами ведения поединков и повышения результатов в соревнованиях взаимосвязано с уровнем психических и двигательных качеств. Эффективность применения разновидностей боевых действий в поединках требует от спортсменов быстроты, ловкости и выносливости при постоянном проявлении психомоторных реакций, внимания, памяти и мышления.

4. Индивидуализация разновидностей боевого и двигательного состава действий, тактических моделей ведения поединков.

Оснащение тхэквондиста средствами ведения поединков наиболее целесообразно на основе учета склонностей к проявлению определенных двигательных и психических качеств, особенностям тактики при подготовке и применении действий. Улучшение

количественных соотношений между разновидностями действий и тактическими моделями ведения поединка по индивидуальным показателям тренируемых позволяет ускорить формирование наиболее эффективного стиля соревновательной деятельности.

5. Создание резервных функциональных возможностей у тхэквондистов для обеспечения надежности их выступлений в главных соревнованиях года. Установки на достижение функциональной подготовленности реализуются на основе определенных соотношений между объемами и видами нагрузки, позволяющих адаптировать состояние занимающихся к деятельности в условиях высокой двигательной напряженности. Обеспечение надежности выступлений достигается моделированием нагрузок, несколько превышающими соревновательные, которые создают у тренируемых резервные функциональные возможности.

6. Постоянное сохранение многофункциональности тренировочной деятельности при последовательном доминировании одного из видов подготовки. Системообразующим фактором выступает сопряженность тренировки техники и тактики. В спортивных единоборствах тренировочный процесс постоянно связан с имитационным моделированием различных аспектов ведения соревновательных поединков. В зависимости от педагогических задач в большей степени тренируется один из них при постоянном сохранении структуры соревновательной деятельности. Например, выполнение атаки с максимальной скоростью предъявляет требования к технике и одновременно специализированности быстроты, а многократное выполнение этого действия с максимальной скоростью направлено на повышение уровня выносливости и волевых проявлений. При боевом взаимодействии с тренером (партнером) осуществляется невербальная коммуникация, позволяющая совершенствовать восприятие и осмысливание информации, психомоторные реакции.

7. Ранжирование соревнований в годичных циклах тренировки. В тренировке тхэквондистов соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы подготовки, что определило их практически круглогодичное использование. Учитывая различную значимость результатов соревнований и степень воздействия на двигательную и психическую сферы спортсменов, целесообразно их ранжирование по уровню квалификации участников и расположению в годичном цикле. Это позволяет облегчить достижение подготовленности, а затем и психического восстановления после соревнований.

8. Учет тренировочных эффектов при выборе разновидностей упражнений и их последовательности. Тренировке тхэквондистов присуща многокомпонентность построения занятий при объективных различиях между эффектами воздействия отдельных средств. Подбирая тренировочные упражнения, следует учитывать их взаимовлияние на двигательную и психическую сферы занимающихся. Например, использование баскетбола и футбола в значительных количествах в начале занятий (во время разминки) на определенное время ухудшает точность пространственных и временных оценок спортсменов в последующих поединках. Вместе с тем перед проведением поединков хороший эффект дают специализированные упражнения с лапами и бой с тенью.

9. Повышение сложности, объемов и интенсивности упражнений в многолетней тренировке по возрастным этапам подготовки тхэквондистов. Уровень требований к двигательным и психическим компонентам подготовленности тхэквондистов возрастает

по годам обучения, а также по мере повышения их квалификации. Наблюдается и увеличение числа соревнований. Все это приводит к качественным изменениям в составе приемов и тактических умений, вызывая необходимость повышения объемов, интенсивности и сложности упражнений.

10. Развивающий и тренирующий характер подбора спарринг-партнеров с учетом различий между ними по уровню квалификации, индивидуальным технико-тактическим и личностным характеристикам. Технико-тактическое совершенствование тхэквондистов

включает применение установок на проведение тренировочных поединков. Важным является выбор спарринг-партнеров в целях активного воздействия на процесс овладения отдельными разделами тактики. Разнообразие тренировочных партнеров облегчает

ведение поединков с неизвестными противниками, так как ускоряет приспособление к их манерам и формирует психологические установки на достижение побед в официальных соревнованиях.

11. Превалирование в тренировках педагогических воздействий, адекватных возрастным и половым особенностям тхэквондистов, их квалификации. В тренировке юных тхэквондистов, особенно на этапе начальной специализации (11–14 лет), ощущается необходимость постоянного использования игровых методов и упражнений с партнером. На этапах же углубленной тренировки (15–16 лет) и спортивного совершенствования (17–19 лет)увеличиваются объемы парных упражнений, тренировочных поединков и других соревновательных упражнений. Кроме того, выбор разновидностей педагогических установок при освоении действий должен определяться достигнутым уровнем специализированности двигательных и психических качеств, учетом сенситивных периодов их развития. Учет основных принципов построения тренировки, особенно при выборе упражнений и нормировании нагрузок, позволит интенсифицировать специализирование соревновательной деятельности тхэквондистов, ускорит повышение их квалификации.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Управление спортивной подготовкой тхэквондистов предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение тренировочных планов. Эффективность управления находится в прямой зависимости от систематичности, своевременности и качества информации, полученной

посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой целью применяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:

– контроль соревновательной деятельности;

– контроль тренировочной деятельности;

– контроль за состоянием спортсменов.

Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:

– контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;

– контроль за переносимостью спортсменами соревновательных нагрузок;

– контроль тренировочной деятельности;

– контроль за выполнением спортсменами тактического плана спарринга и эффективностью тактических действий;

– контроль за технико-тактическими и техническими показателями  спарринговых действий.

Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;

– контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер и направленность нагрузок).

Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещаемости занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.

Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам:

– состояние здоровья спортсменов;

– функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки;

– контроль уровня развития физических качеств;

– степень переносимости больших тренировочных и соревновательных нагрузок;

Состояние здоровья и функциональные возможности организма оцениваются с помощью медико-биологического контроля, а также в рамках углубленного медицинского обследования, осуществляемого не менее двух раз в год.

 

Воспитательная работа и психологическая подготовка

 

Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Однако спортивная деятельность сама по себе довольно противоречива по своему воздействию на личность. Жесткая соревновательная борьба, острое со­перничество на тренировках и соревнованиях могут стимулировать одно­стороннее, прагматическое развитие спортсмена, формирование таких не­гативных качеств, как чрезмерное честолюбие, эгоизм, пренебрежительное отношение к слабым, жестокость. Поэтому с первых дней занятий тренер должен серьезное внимание уделять нравственному воспитанию, нейтра­лизации неблагоприятного влияния спорта на личностные качества, усили­вать положительное воздействие спорта.

Главные задачи в занятиях со спортсменами — развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духов­ных, социально значимых ценностей личности, воспитание высоких моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спорт­сменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая пред­ставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Вос­питательная работа с юными тхэквондистами направлена на воспитание гар­монично развитого человека, активной, целеустремленной и сознатель­ной личности, обладающей духовным богатством и физическим совер­шенством.

В условиях спортивной школы это взаимосвязано с формировани­ем таких черт характера и взаимоотношений с товарищами, которые нацеливают спортсмена на спортивный образ жизни, многолетнюю тре­нировку и достижение наивысших спортивных результатов. С юными спортсменами регулярно следует проводить беседы на патриотические и социально значимые темы. Указания и требования тренера при работе с новичками, детьми младшего возраста обычно воспринимаются ими беспрекословно, без сомнения в их истинности. Здесь временно целесообразен достаточно жесткий и авторитарный стиль работы. Но он должен сочетаться с доб­ротой и справедливостью, вниманием и чуткостью, педагогическим тактом и скромностью, строжайшим соблюдением морального кодекса. Внешний вид (одежда, подтянутость), поведение, спокойная речь и уро­вень объяснений — во всем этом тренер должен быть примером для сво­их учеников. На видном месте должны быть размеще­на регулярно обновляемая информация о рекордах школы, результатах соревнований, поздравления чемпионам и учащимся, выполнившим очередной спортивный разряд, фоторепортажи о поездках на соревно­вания, тренировочные сборы и спортивно-оздоровительные лагеря. Весь­ма важными являются публикации в обычной и электронной прессе, на специализированных сайтах.

Формирование мотивации к многолетней напряженной тренировке происходит главным образом за счет осмысления взаимосвязи между упорным трудом на тренировках, реальными изменениями личностных качеств (как физических, так и морально-волевых) и приростом спортив­ных результатов. Знания основ теории и методики тренировки, ее меди­ко-биологических и гигиенических аспектов делают тренировочный процесс более понятным, а отношение к занятиям — активным и созна­тельным.

Поскольку в детском и подростковом возрасте волевые качества обычно развиты слабо, тренеру важно постоянно стимулировать прояв­ления воли, неукоснительность выполнения намеченных целей, вселять веру в большие возможности каждого ученика. Воспитанник должен быть уверен, что при наличии упорства и трудолюбия он может претво­рить в жизнь самые заветные желания. Необходимо акцентировать вни­мание воспитанников на происходящих в них переменах, развитии фи­зических качеств и спортивных достижений.

Практически воспитание волевых качеств осуществляется в посте­пенном наращивании трудностей в процессе занятий (количество и ин­тенсивность работы, соревнования различного ранга, усложняющиеся внешние условия), самоконтроле спортсменов за достижением постав­ленных целей, обязательном выполнении домашних заданий. Опреде­лять главную и второстепенные цели предстоящего сезона (результаты в главном соревновании и в контрольных стартах, тренировочных уп­ражнениях и тестах, показатели общей и специальной подготовленнос­ти) желательно при непосредственном участии спортсмена.

Решению воспитательных задач помогает положительный моральный климат в коллективе, где здоровое соперничество сочетается с общностью целей и духом взаимопомощи. Этому способствует постановка четких, по­нятных, привлекательных и в то же время реальных целей для всей группы. Их достижение требует объединенных усилий и сотрудничества всех зани­мающихся. Результаты и достижения группы и отдельных ее членов долж­ны вызывать общие положительные переживания. С ростом спортивного мастерства повышается авторитет, социальная значимость успехов в спорте среди сверстников и роди­телей. Тренер должен заботиться о широкой гласности этих успехов.

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФиС, 1980.
  2. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. – Киев: Здоров’я, 1977. – 184 с.
  3. Родионов А.В. Влияние психических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.
  4. Родионов А.В.  Психология спортивного поединка / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1968, – 128 с.
  5. Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях / В.М. Романов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 189 с.
  6. Тактика ведения спарринга в тхэквондо — ИТФ: сб.науч.ст./ Рос. гос. акад. физ. культуры.  –М., 2000. – 107 с.
  7. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах / Под редакцией А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова. – М.: Физкультура и Спорт, 2007. – 220 с.
  8. Тхэквондо. Правила соревнований. — М.: Физкультура и спорт, 1997.
  9. Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах / учеб.для слушателей образоват.учр. и подраздел. дополнит.проф.образования. – М. Физкультура и Спорт, 2008. -232 с.

10. Теория спорта / под ред.проф.В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1987. – 424 с.

  1. 11.  Хаберзетцер Р. Каратэ-до. Кумитэ, самозащита. – Терасполь: Модус, 1997. – 264 с.
  2. 12.  Цой Хонг Хи. Энциклопедия тхэквон-до / Цой Хонг Хи. – М.: Международные отношения, 1991. – 765 с.

 

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе по тхэквондо на 46 недель.

№ п/п

Разделы подготовки

Этапы подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

(этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

1 год

2 год

3 год *

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1 год

2-3 год

   

час

(%)

час

(%)

час

(%)

час

(%)

час

(%)

час

(%)

час

(%)

час

(%)

час

(%)

час

(%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1. Объемы реализации программы по предметным областям (час.):
1.1 Теория и методика физической культуры и спора

41

10

51

10

51

10

65

10

75

10

95

10

104

10

112

10

140

10

140

10

1.2 Общая и специальная физическая подготовка

69

20

125

25

125

25

160

25

180

25

206

25

225

25

251

25

300

25

300

25

1.3 Избранный вид спорта

-техническая подготовка;

-тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

138

45

187

45

187

45

262

45

314

45

340

45

395

45

445

45

 524

45

 524

45

1.4 Развитие творческого мышления

28

10

51

10

51

10

65

10

75

10

95

10

104

10

112

10

140

90

140

90

1.5 Самостоятельная работа обучающихся(работа по индивидуальным планам в каникулы)

До 36

До 40

До 40

До 50

До 64

До 70

До 80

До 90

До 115

До 115

Общее количество тренировочных и соревновательной деятельности (на 46 недель)

276

85

 414

90

414

90

552

90

644

90

 

736

 

90

 

828

 

90

920

90

1104

95

1104

95

Количество часов в неделю

6

9

9

12

14

16

18

20

24

24

Количество тренировок в неделю

3

4-5

4-5

4

4-5

5-6

6

6-7

6

6

Общее количество тренировок в год

138

184-230

184-230

184

230

230-276

276

276-322

276

276

2 Минимальный объём соревновательной нагрузки

3

3

3

3

3

3

3

2-3

2-3

3 Медицинское обследование

справка

справка справка

1

1

2

2

2

2

2

4 Тренировочные сборы

В соответствии с календарём спортивно-массовых мероприятий с перечнем проведения тренировочных сборов

5 Итоговая аттестация

Один раз по итогам освоения года и этапа подготовки

* Примечание: в связи с тем, что минимальный возраст зачисления в группы 10 лет, 3-й год обучения в группах начальной подготовки (НП), 5-й год обучения в тренировочных группах(ТГ) является дополнительными годами для обучающихся не выполнивших конторольно-переводные нормативы для перевода на следующий этап обучения

Годовой план распределения учебных часов

этапа начальной подготовки 1-го года обучения (час.)

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

4

4 4 4 4 4 4 4 4 4   1

41

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

6

6 6 6 6 6 6 6 6 6   9

69

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

13

13 13 13 13 13 13 13 13 13   8

138

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

3

3 3 3 3 3 3 3 3

1

28

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

20

16

До 36

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель) 26 26 26 26 26 26 26 26 26

23

19

276

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— соревнований (кол-во)

— ВСЕГО соревнований (кол-во)

В течение года

3

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

Справка от врача

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

6

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

138

 

Годовой план распределения учебных часов

этапа начальной подготовки 2-3 го года обучения (час.)

 

 

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

5

5 5 5 5 5 5 5 5 5   1

51

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

12

12 12 12 12 12 12 12 12 12   5

125

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

18

18 18 18 18 18 18 18 18 18   7

187

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

5

5 5 5 5 5 5 5 5 5   1

51

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

До 40

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель)

40

40 40 40 40 40 40 40 40 40

14

414

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— ВСЕГО соревнваний  (кол-во)

В течение года

3

3

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

Справка от врача

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

9

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

4-5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

184-230

 

 

Годовой план распределения учебных часов

Этапа совершенствования спортивного мастерства 1- 3 года обучения (час.)

 

 

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

13 13 13 13 13 13 13 13 13 13   10

140

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

29

29 29 29 29 29 29 29 29 29   10

300

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

50

50 50 50 50 50 50 50 50 50   24

524

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

13 13 13 13 13 13 13 13 13 13   10

140

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

До 115

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель)

105

105 105 105 105 105 105 105 105 105

54

1104

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— ВСЕГО соревнований (кол-во)

В течение года

2-3

3

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

 

 

1

 

 

 

 

 

1

2

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

24

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

276

 

Годовой план распределения учебных часов

Тренировочного этапа (этап начальной специализации) 1— года обучения (час.)

 

 

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

6

6 6 6 6 6 6 6 6 6   5

65

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

15

15 15 15 15 15 15 15 15 15   10

160

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

26

26 26 26 26 26 26 26 26 26   2

262

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

6

6 6 6 6 6 6 6 6 6   5

65

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

До 50

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель)

53

53 53 53 53 53 53 53 53 53

22

552

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— ВСЕГО соревнований (кол-во)

В течение года

3

3

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

12

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

184

 

Годовой план распределения учебных часов

Тренировочного этапа (этап начальной специализации) 2— года обучения (час.)

 

 

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

7

7 7 7 7 7 7 7 7 7   5

75

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

17

17 17 17 17 17 17 17 17 17   10

180

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

31

31 31 31 31 31 31 31 31 31   4

314

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

7 7 7 7 7 7 7 7 7 7   5

75

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

ДО 64

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель)

62

62 62 62 62 62 62 62 62 62

24

644

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— ВСЕГО соревнований (кол-во)

В течение года

3

3

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

14

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

4-5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

230

 

 

Годовой план распределения учебных часов

Тренировочного этапа (этап углубленной специализации) 3 — года обучения (час.)

 

 

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

9

9 9 9 9 9 9 9 9 9   5

95

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

20

20 20 20 20 20 20 20 20 20   6

206

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

34

34 34 34 34 34 34 34 34 34    

340

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

9

9 9 9 9 9 9 9 9 9   5

95

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

ДО 70

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель)

72

72 72 72 72 72 72 72 72 72

16

736

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— ВСЕГО соревнований (кол-во)

В течение года

3

3

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

 

 

1

 

 

 

 

 

1

2

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

16

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

5-6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

 230-276

 

Годовой план распределения учебных часов

Тренировочного этапа (этап углубленной специализации) 4 — года обучения (час.)

 

 

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

10

10 10 10 10 10 10 10 10 10   4

104

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

22

22 22 22 22 22 22 22 22 22   5

225

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

39

39 39 39 39 39 39 39 39 39   5

395

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

10 10 10 10 10 10 10 10 10 10   4

104

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

До 80

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель)

81

81 81 81 81 81 81 81 81 81

18

828

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— ВСЕГО соревнований (кол-во)

В течение года

3

63

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

 

 

1

 

 

 

 

 

1

2

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

18

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

5-6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

 276

 

 

Годовой план распределения учебных часов

Тренировочного этапа (этап углубленной специализации) 5- года обучения (час.)

 

 

п/п

Разделы подготовки

МЕСЯЦЫ

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. 1.       Объемы реализации Программы по предметным областям:

1.1.

Теория и методика физической культуры  и

спорта:

— теоретическая подготовка

 

11

11 11 11 11 11 11 11 11 11   2

112

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

24

24 24 24 24 24 24 24 24 24   11

251

1.3.

Избранный вид спорта:

— техническая подготовка;

— тактическая подготовка;

— участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

44

44 44 44 44 44 44 44 44 44   5

445

1.4

Развитие творческого мышления:

— психологическая подготовка

11 11 11 11 11 11 11 11 11 11   2

112

1.5

Самостоятельная работа

(работа по индивидуальным планам в каникулярный период)

До 90

Общее количество тренировочных часов (на 46 недель)

90

90 90 90 90 90 90 90 90 90

20

920

2

Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

— ВСЕГО соревнований (кол-во)

В течение года

3

3

Тренировочные сборы Выборочно в соответствии с перечнем проведения тренировочных сборов и с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий

4

Медицинское обследование

 (количество раз)

 

 

1

 

 

 

 

 

1

2

5

Промежуточная аттестация

1

1

6

Итоговая аттестация

Проводится по итогам освоения года этапа подготовки

1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

20

КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК

В НЕДЕЛЮ

5-6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВОК В ГОД

 

276-322

 

НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ

В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ   по виду спорта ТХЭКВОНДО

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

юноши

девушки

Быстрота

Бег 30 м (не более 6.2 с)

Бег 30 м (не более 6.2 с)

Координация

ч/бег 3х10 м (не более 16 с)

ч/бег 3х10 м (не более 16 с)

Выносливость

Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин

Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин

Сила

Подтягивание на перекладине

 (не менее 3 раз)

Подтягивание на перекладине

 (не менее 1 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

 ( не менее 1.1 м)

Прыжок в длину с места

 (не менее 1.1 м)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (не менее 15 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (не менее 15 раз)

Подъём туловища лёжа на полу (пресс) (не менее 15 раз)

Подъём туловища лёжа на полу (пресс) (не менее 15 раз)

НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА  ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ (ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

юноши

девушки

Быстрота

Бег 30 м (не более 5.2 с)

Бег 30 м (не более 5.4 с)

Координация

ч/бег 3х10 м (не более 13 с)

ч/бег 3х10 м (не более 13.5 с)

Выносливость

Бег 500 м( не более 1мин 40 )

Бег 500 м( не более 2мин  )

Сила

Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин

Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин

Подтягивание на перекладине

 (не менее 6 раз)

Подтягивание на перекладине

 (не менее 3 раз)

Толчок ядра 1 кг левой рукой

( не менее 3 м)

правой рукой ( не менее 4 м)

Толчок ядра 1 кг левой рукой

( не менее 2 м)

правой рукой ( не менее 3 м)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

 ( не менее 1.3 м)

Прыжок в длину с места

 (не менее 1.3 м)

Силовая выносливость

Отжимание на брусьях

( не менее 15 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа ( не менее 15 раз)

Подъём туловища лёжа на полу (пресс)

(не менее 15 раз  течении 30 с)

Подъём туловища лёжа на полу (пресс)

 (не менее 15 раз в течении 30 с)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа

Обязательная техническая программа

НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА

(ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА)

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

юноши

девушки

Быстрота

Бег 100 м (не более 13 с)

Бег 100 м (не более 14.5 с)

Выносливость

Бег 1000 м( не более 3мин  )

Бег 800 м( не более 3мин  )

Сила

Подтягивание на перекладине

 (не менее 15 раз)

Подтягивание на перекладине

 (не менее 1 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

 ( не менее 2.25 м)

Прыжок в длину с места

 (не менее 2.0 м)

Силовая выносливость

Отжимание на брусьях

( не менее 20 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа ( не менее 6 раз)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа

Спортивный разряд

Кандидат в мастера спорта

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс